Внешний вид семьи соп

Содержание
  1. Внешний вид семьи соп
  2. Характеристика соп семьи
  3. Что такое СОП? В каких случаях семья ставится на учет в банк данных СОП
  4. Характеристика на ученика 6 класса, находящегося в СОП
  5. Маркеры беды
  6. Кроватка, посуда и место для игр
  7. Выявление проблем и работа с семьями СОП
  8. Ваш психолог
  9. Семья, находящаяся в социально-опасном положении, как объект социальной работы
  10. Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
  11. Диагноз СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие
  12. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
  13. Таёженский детский сад ->
  14. Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Мурманский центр социальной помощи семье и детям
  15. Получить статус СОП может абсолютно любая семья»
  16. Психологическая характеристика на семью соп
  17. Характеристика семьи
  18. Характеристика на неблагополучную семью
  19. Образец характеристики на неблагополучную семью
  20. Семьи соп характеристика
  21. Положительная характеристика на семью: образец
  22. Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ
  23. Характеристика на ребенка 5 лет из семьи соп
  24. Карта семьи СОП
  25. Характеристика семьи: рекомендации по составлению, структура, как собрать информацию
  26. Характеристика на семью учащегося
  27. Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в СОП
  28. Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении
  29. Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении: результаты исследования
  30. Методы и направления работы с семьями в СОП
  31. Важно знать каждому. За что семью могут признать «находящейся в СОП»?
  32. В каких случаях семью могут признать находящейся в СОП?
  33. Каким образом выявляют семьи, находящиеся в СОП?
  34. Можно ли ознакомиться с актом обследования?
  35. Можно ли обжаловать решение о признании СОП?
  36. На какую помощь может претендовать семья, находящаяся в СОП?
  37. Могут ли отменить решение о признании ребенка, находящегося в СОП?
  38. Что происходит, если ситуация с ребенком не меняется? Могут ли ребенка отобрать из семьи?

Внешний вид семьи соп

Внешний вид семьи соп

Нарушений или отклонений в физическом и психическом развитии не замечено.
Воспитанием ребенка занимается мать, так как отец меньше времени проводит дома (в связи с работой). Ярко выраженного влияния со стороны матери не наблюдается. К ребенку не предъявляются завышенные требования, особых разногласий в этой сфере нет.

Стиль воспитания в семье – демократический. Ребенок самостоятелен в принятии многих решений, но все в пределах разумного. Личное время проводит с друзьями или в кругу семьи, его мнение не подавляется никем из родителей. Обучение в школе контролируется не очень жестко.

Проявление конгруэнтности и эмпатии к ребенку высокое, придирок и критики в его адрес не замечено.

Характеристика соп семьи

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) – это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность.

Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи.

Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Что такое СОП? В каких случаях семья ставится на учет в банк данных СОП

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Характеристика на ученика 6 класса, находящегося в СОП

Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление агрессивного и разрушительного поведения детей и подростков в СОП. Комплекс направлений коррекционно-развивающей работы позволяет осуществить целостный системный подход к исправлению агрессивного и разрушительного поведения:

Маркеры беды

В нем сказано, работают ли родители, какая у них зарплата, насколько каждый из родителей участвует в воспитании и содержании ребенка.

Также отмечается успеваемость ребенка, его занятость в свободное время, режим дня, состояние здоровья, организация его отдыха в летнее время, взаимоотношения с родителями и жилая площадь.

Определяется, нуждается ли несовершеннолетний в социальной, правовой, педагогической, психологической или материальной помощи.

Кроватка, посуда и место для игр

Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют консультационную, профилактическую и процессуальную деятельность в отношении несовершеннолетних, их родителей (иных законных представителей) и должностных лиц, ответственных за воспитание, обучение и содержание лиц, не достигших 18-тилетнего возраста в сфере нарушения прав и интересов детей, их противоправных антиобщественных действий, административных и иных видов правонарушений. Подобные подразделения ведут учет и осуществляют розыск несовершеннолетних, а также взаимодействуют с другими заинтересованными органами и сообщают о фактах совершенных правонарушений и их социальном контексте (Там же, ст. 21).

Выявление проблем и работа с семьями СОП

2.

Медико-санитарные: — антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; — отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; — алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; — неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; — несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

— противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

Ваш психолог

Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре).

Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни.

Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [18, с.30].

Семья, находящаяся в социально-опасном положении, как объект социальной работы

Обучающий семинар по раскрытию технологий работы с семьей.

Специалисты обобщают опыт свой и коллег по работе с семьями, находящимися в СОП, предлагают технологию по работе с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, позволяющую решать проблемы семьи с опорой на возможности и мнение семьи и определить ее ближайшую зону развития. В рамках семинара прорабатываются психологические аспекты работы с родителями, семьей.

Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

В итоге мужа девушки лишили родительских прав, но он и сам не очень стремился быть рядом с детьми. После этого ее жизнь потихоньку начала налаживаться, но проблемы не исчезли. Сейчас Анастасия понемногу гасит задолженность за услуги ЖКХ, но сумма погашения все равно для нее достаточно внушительная. Тем не менее, она не унывает.

Диагноз СОП: помощь семье или наказание за неблагополучие

Технологическая основа организации работы с семьями «категории группы риска» предполагает определение наиболее актуальных социальных проблем в данной области. Выявление «проблемных зон» необходимо для четкого определения степени развития риска территориальной единицы (села, района, поселка), актуальности социального запроса, определения форм и методов работы.

Однако, не менее важен патронаж семьи«группы риска», в которой велика вероятность нарушения семейных ролей, функций семьи.

Именно данная категория на начальном этапе может являться главным объектом работы.

Профилактика способна предупредить негативные тенденции в развитии семей, «выровнять» ситуацию на стадии, когда в семье еще«все нормально».

Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Таёженский детский сад ->

Для комплексной эффективной организации процесса работы с семьями в социально опасном положении необходимо содержательно определить этапы технологического процесса и их ожидаемые результаты.

Начальным этапом реализации технологии социальной работы с данной категорией семей, можно считать первичные профилактические мероприятия с семьями «группы потенциального риска».

Данное понятие включает в себя следующие категории семей:-внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…).

В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);-семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно — история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции.

В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);— семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска».

В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.

В качестве отдельной категории необходимо рассматривать:

-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников. В качестве технологий социальной работы в данном случае используется не профилактика, а коррекция, терапия и посредничество.На данном технологическом этапе для эффективной организации работы с семьями вышеперечисленных категорий необходимо четкое определение структуры технологического процесса социальной работы, субъектов взаимодействия и ожидаемых результатов.Следующий этап реализации технологии социальной работы с семьями «группы риска» — вмешательство в кризисную ситуацию. работы определяется кризисными условиями, в которых оказалась семья — сложностью проблемы, протяженностью временного периода, отношением членов семьи к происходящему.

Задача «кризисного вмешательства»- это в первую очередь, смягчение воздействия стрессовых событий путем оказания экстренной помощи (психологической, материальной, содействие в получении льгот, оздоровлении детей).

При этом необходимо отметить, что в этой ситуации главное — не оказание единоразовой помощи, а мобилизация усилий членов семьи на преодоление кризиса в процессе незамедлительного воздействия. Р.

Рапопорт (1970) определяет следующие «подцели» «кризисного вмешательства» в семью:

Обратите внимание =>  Обе стороны подписывают счет фактуру

Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Мурманский центр социальной помощи семье и детям

Бывают случаи, когда женщина сама просит о том, чтобы семью поставили на учет, надеясь, что это поможет ей защитить себя и детей от агрессора.

Ей отказывают: «А зачем вам, чтобы домой приходили чужие люди, проверяли холодильник, чистоту постельного белья?» Сами специалисты учреждений образования, здравоохранения изначально рассматривают комиссию по СОП как надзорную и карающую инстанцию.

То, что комиссия отвечает за реализацию Декрета № 18 на практике в интересах детей, часто никто и не вспоминает, возможно, и не знает. Вот такая складывается практика.

Получить статус СОП может абсолютно любая семья»

05 Дек 2018      yurisaktobe         152      

Источник: https://aktobeyurist.ru/arbitrazhnyj-sud/vneshnij-vid-semi-sop

Психологическая характеристика на семью соп

Внешний вид семьи соп

Хочется сказать о еще одной профилактической форме работы с детьми — это социальная гостиная.

Целесообразно начинать профилактическую и реабилитационную работу в школе уже при поступлении ребенка в первый класс, а не ждать, когда накопившиеся проблемы приведут его к серьезным правонарушениям или когда, вытесненный из семьи и школы, он окажется на улице. А.А. Кибирев предлагает для такой работы особую организационную форму — социальную гостиную при школе.

Индивидуальная коррекционная работа реализуется в ситуации, когда по каким-то причинам ребенок не может быть включен в групповую работу. Причиной могут быть психологическая травма, психическое расстройство, ситуация социальной изоляции (на первом этапе, а затем включение в группу), суицидальный риск, нежелание ребенка быть в сформированной группе.

Характеристика семьи

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

Характеристика на неблагополучную семью

Семья проживает в частном доме (флигель), 2 комнаты, дети делят комнаты со всеми членами семьи. Отопление печное, воды в доме нет. В помещении недостаточно чисто, уборка проводится нерегулярно. Требуется ремонт. Обстановка не способствует благополучному существованию и развитию детей.

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным низким материальным достатком. Это связано с безработностью родителей. Семья испытывает финансовые трудности. Дети не обеспечены необходимой одеждой, не имеют деньги на карманные расходы. Семья характеризуется как полная, многодетная, социально-неустойчивая.

Господствует попустительский тип воспитания.

Психологическая обстановка в семье не устойчивая, напряженная, родители уделяют недостаточно времени детям, не контролируют посещение школы, выполнение домашних заданий, не занимаются воспитанием, вследствие чего дети проявляют раздражительность, агрессивность, конфликтность и упрямство.

На замечания, советы педагогов не реагируют, никаких действий к исправлению ситуации не предпринимают. Родительские собрания не посещают, но мама поддерживает неустойчивую связь с классными руководителями детей в телефонном режиме.

В школе появляется очень редко. Мама постоянно всем недовольна, на все реагирует негативно, считает, что все ей что то должны, но сама, ведет себя пассивно, и часто неадекватно. В данный момент родители то живут, то не живут вместе.

Образец характеристики на неблагополучную семью

Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт.

У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.

У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка.

Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец.

(Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

Семьи соп характеристика

Прошло два месяца, но с нас не снимали СОП. Очень хотелось, чтобы сын не шел с этим позорным статусом в школу, переживала, что это отразится на отношении к нему со стороны учителя. Нам объясняли, что не хотят снимать нас с контроля, потому что у нас постоянно случаются скандалы с мужем, но мы на тот момент давно были в разводе. Мы были чужими людьми.

Катерина Карпицкая, застачочные фото Сергея Гудилина и aif. Дело в том, что в белорусской соцзащите встречаются откровенные идиоты. Однажды и у нас появился статус семьи, находящейся в социально опасном положении.

Положительная характеристика на семью: образец

Функции четко распределены: финансовое обеспечение и планирование досуга выполняет отец, хозяйственную, бытовую и в большей мере воспитательную – мать.

Эмоционально-терапевтическая функция выполняется грамотно и стабильно, ребенок видит авторитет в лице родителей, и его проблемы решаются сообща. Функция защищенности удовлетворительна, отсутствует дефицит любви со стороны обоих родителей.

Мать домохозяйка, постоянно находится дома. Отец работает по месту и часто бывает дома. Досуг проводят вместе.

Подросток не испытывает трудностей в обучении или общении со сверстниками. Антисоциальных личностей в кругу его друзей не наблюдается. Ребенок коммуникабелен и отлично ориентируется в повседневной жизни среди людей. Образец для подражания – отец.

1. Концептуальные подходы при изучении семейных отношений. К настоящему времени можно выделить следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм. Рассмотрим эти подходы несколько подробнее.

развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л.Г.Моргана, Ф. Энгельса.

В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи является разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности, появление частной собственности и наследования.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Физическое состояние и соматическое здоровье. Группа здоровья – указать. Вес (кг) и рост (см) ребенка соответствуют/не соответствуют возрасту. Сведения о хронических заболеваниях отсутствуют (если есть, указать, какие). Детский сад по причине болезни пропускает часто/редко. Энурезом и энкопрезом не страдает/страдает.

Процессы классификации и обобщения по разным основаниям ребенку доступны/не доступны: группирует/не группирует слова, картинки, предметы по общему признаку, подбирает/не подбирает обобщающее слово к ряду (птицы, животные, овощи, фрукты, мебель, одежда и т. д.

); умеет/не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег – зима и т. д.); понимает/не понимает содержание сюжетных рядов и картин, составляет/не составляет по ним рассказ (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Характеристика на ребенка 5 лет из семьи соп

Уровень развития памяти высокий. При запоминании не нуждается в многократном повторении предлагаемого материала. Особые трудности в удержании информации и порядка зрительного и слухового ряда не возникают.

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка.

Карта семьи СОП

Получение разного вида социальной помощи с указанием даты, вида и размера:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • содействие преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • проведение педагогически целесообразной коррекции с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • защита прав детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Характеристика семьи: рекомендации по составлению, структура, как собрать информацию

Взрослые создают условия для правильного развития детей, проявляют интерес к делам и учебе старшей дочери и внучке ________. Оба родителя интересуются учёбой ребёнка и являются активными помощниками. Мама посещает все родительские собрания.

Бытовые условия, в которых проживает ————————, удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка. У ______________ имеется рабочее место для учебы, где созданы условия для занятий, подготовки домашнего задания.

Характеристика на семью учащегося

Надежда обучается в данной школе с 1.09.2011года. До этого обучалась в МОУ «Мокроусовская основная общеобразовательная школа». В связи с переездом в город Топки, принята в МАОУ «СОШ№1» в 3 «б» класс. В 4 классе была оставлена на повторный год обучения, имея две двойки за год по предметам: математике и русскому языку.

Надежда часто пропускает школу без уважительной причины. В начале года девочка не посещала школу 2 недели. Были проведены рейды по адресам проживания семьи, но положительного результата они не дали.

Администрация школы обращалась к начальнику отдела МВД по Топкинскому району подполковнику полиции В. С. Петрову с просьбой оказать помощь в розыске учащейся, Ивановой Надежды. В результате семью нашли в г.

Кемерово.

Работа педагога-психолога с семьями, находящимися в СОП

С емьи, находящиеся в социально — опасном положении — семьи, имеющие детей, находящихся в социально — опасном положении, а также семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .

— самовольные уходы несовершеннолетних из семей и образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или некоммерческие организации для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении

Внешний вид семьи соп

Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении. Практика социальной работы МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска» с семьями, находящимися в социально опасном положении. Дегтярева Татьяна Юрьевна, социолог МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска».

Муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска» на протяжении 10 лет осуществляет профилактическую работу по предупреждению детской беспризорности, социального сиротства и семейного неблагополучия.

Эти задачи возложены на структурное подразделение учреждения ­– отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, сотрудники которого занимаются выявлением условий и причин, способствующих возникновению семейного неблагополучия, осуществляет социальную реабилитацию семей с несовершеннолетними.

Все усилия сотрудников отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних в работе с семьями направлены на достижение главной задачи – добиться того, чтобы помочь семье преодолеть кризисную ситуацию, по возможности максимально разрешить имеющиеся проблемы, либо смягчить воздействие неблагоприятных факторов и мобилизовать усилия членов семьи на преодоление трудностей.

На социальном обслуживании (сопровождении) в Центре состоят семьи в категориях «социально опасное положение» и «трудная жизненная ситуация». Определения этих категорий изложены в Федеральном законе от 28.11.2015 г.

№358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 24 июня 1999 г.

№120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которым, семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации (далее – ТЖС) – семья, попавшая в ситуацию или обстоятельства, которые ухудшают условия ее жизнедеятельности и последствия которых она не может преодолеть самостоятельно; семья, находящаяся в социально опасном положении (далее – СОП) –  семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. И если семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, еще имеет возможность самостоятельно в короткие сроки мобилизовать собственные силы и выйти из нее, избежав последствий, то семье, находящейся в социально опасном положении, это сложно сделать без помощи специалистов. Важно отметить то, что дети из таких семей, оказываются «заложниками» сложившихся обстоятельств, которые могут прямо или косвенно угрожать их жизни и здоровью. В этой ситуации усилия специалистов по социальной работе и психологов направлены на реабилитацию семьи, выведение из социально опасного положения, профилактику безнадзорности несовершеннолетних, сохранение их психического и физического здоровья.

Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении: результаты исследования

С целью определения особенностей семей, находящихся в СОП, было проведено социологическое исследование «Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении» методом контент-анализа личных дел семей.

Всего было проанализировано 150 личных дел семей, состоящих на социальном обслуживании в Центре, в которых воспитываются 250 несовершеннолетних.

Основную долю семей, данной категории и состоящих на социальном сопровождении в учреждении, составляют неполные семьи – 76% и только 24% полные семьи.

48% семей имеют одного ребенка, 36% – двух детей, 12% – трех детей, 3% – четырех детей, 1% – шестерых детей.

Большая часть женщин (53%) находятся в возрасте от 30 до 39 лет, 23% женщин –от 40 до 49 лет, также 23% в возрасте от 21 до 29 лет, 1% в возрасте 54, 55 лет.

Половина женщин из семей данной категории имеют среднее образование, 41% – среднее специальное, 8% – неполное среднее, 1% – высшее или неоконченное высшее.

Большинство женщин (84%) страдают алкоголизмом или имеют склонность к чрезмерному употреблению, 11% ведут аморальный образ жизни, 5% употребляют другие психоактивные вещества.

Так же как и женщины, большинство мужчин (41%) из семей, находящихся в СОП, в возрасте от 30 до 39 лет, 31% в возрасте от 40 до 49 лет, 19% – от 21 до 29 лет, 5% – от 60 до 63 лет, 4% – от 51 до 59 лет.

В отличие от женщин большая часть мужчин (59%) имеют лучшее образование – среднее специальное, 35% – среднее, 6% – неполное среднее.

Как и женщины мужчины (76%) больны алкоголизмом или имеют склонность к чрезмерному употреблению алкоголя, 8% ведут аморальный образ жизни, 14% мужчин имеют судимость, 2% злоупотребляют другими психоактивными веществами.

Экономическое положение в семьях, находящихся в СОП, выглядит следующим образом: 42% женщин не имеют места работы, 35% работают, 21% осуществляют уход за ребенком (детьми), 1% – не работают по причине инвалидности, 1% имеют временные заработки.

В то же время большинство мужчин (61%) имеют место работы, 17% – не работают, 10% находятся в местах лишения свободы, 8% имеют временные заработки, по 2% — инвалиды и пенсионеры. Вместе с тем, в 5% семей ни женщина, ни мужчина не трудоустроены. Их доход состоит из пенсий, пособий и денежной помощи совместно с ними проживающих родственников.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, имеют ряд проблем.

Очевидно, на первом месте стоит проблема употребления психоактивных веществ (или наличие склонности к употреблению), этому подвержены 100% семей, состоящих на социальном обслуживании (сопровождении).

В 87% семей существует проблема родительской некомпетентности, в 82% семей имеются социально-экономические (материальные) проблемы, 74% пренебрегают нуждами ребенка, 62% семей имеют проблемы в детско-родительских отношениях, проблемы, связанные с трудоустройством имеют 45% семей, личные психологические проблемы – 32%, проблемы со здоровьем – 31%, проблемы в информированности социально-правового характера имеют 26% семей, родительская депривация существует в 20% семей, проблемы в семейно-супружеских взаимоотношениях имеют 19% семей.

Социальный портрет семьи, находящейся в социально опасном положении, выглядит следующим образом: это неполная семья, в которой воспитываются преимущественно 1-2 ребенка. Родители находятся в возрасте от 30 до 39 лет.

Говоря об их образовании, следует отметить, что отец (или отчим) ребенка имеет среднее специальное образование, мать – среднее, вместе с тем, в большинстве семей мать не имеет места работы в отличие от отца (или отчима).

В семье существуют проблемы алкогольной зависимости, родительской некомпетентности, проблемы в детско-родительских отношениях, материальные проблемы, психологические, проблемы, связанные с трудоустройством родителей.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии в семьях данной категории совокупности проблем. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что для успешной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, необходим комплексный подход в осуществлении социальной реабилитации.

Методы и направления работы с семьями в СОП

В условиях деятельности Центра комплексный подход предполагает использование специалистами различных методов и направлений работы с семьями, а также участие в этой деятельности других учреждений и организаций.

Так, решая проблему алкогольной зависимости, в рамках учреждения специалистами по социальной работе и психологами проводится работа по программе «Преодоление», направленной на осуществление социально-психологической реабилитации химически зависимых лиц и членов их семей для их последующей успешной социальной адаптации в обществе.

Специалисты проводят консультации, беседы, групповую работу. Для членов семей ведутся группы психологической поддержки: для лиц, зависимых от психоактивных веществ, для созависимых, а также проводятся совместные группы.

Кроме того, психологи помогают справиться с личными психологическими проблемами, проблемами в детско-родительских и супружеских отношениях.

Для стабилизации социально-экономического положения специалисты оказывают консультативную помощь по вопросам трудоустройства, мотивируют членов семей на повышение квалификации, переподготовку, содействуют в трудоустройстве посредством взаимодействия с Центром занятости населения.

С целью преодоления семьями материальных проблем специалистами налажены партнерские отношения с такими организациями, как Центр поддержки семьи, материнства и детства «Дом для мамы», Региональная общественная организация «Доброе дело», Челябинская региональная общественная организация развития экологической культуры «Сделаем!» в оказании натуральной помощи в виде одежды, обуви и санитарно-гигиенических товаров.

Для формирования установок на ведение здорового образа жизни и улучшения физического здоровья членов семей специалисты оказывают помощь в получении лечения гражданами, употребляющими алкоголь, наркотические средства, токсические вещества в организациях здравоохранения, оказывают содействие в организации летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей, из семей, находящихся в социально опасном положении.

В перспективе с целью повышения родительской компетентности, улучшения детско-родительских отношений на базе Центра планируется организация новой формы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, ­– клубных встреч, в рамках которых будут проходить беседы, игры, тренинги, интерактивные занятия, творческие, совместные с детьми мероприятия. Подобные встречи позволят развить у родителей адекватные отношения к себе, как родителю, сформировать родительские установки, чувства и ожидания, повысить уровень эмпатии к ребенку.

Вышеперечисленная деятельность учреждения направлена на ликвидацию самых «болезненных» проблем семей, находящихся в социально опасном положении. Но стоит отметить, что работа специалистов учреждения направлена не только на разрешение уже имеющихся проблем с целью преодоления социально-опасного положения, но и на его раннюю профилактику в среде подрастающего поколения.

В этом направлении Центр накопил достаточно большой опыт в организации профилактической работы с несовершеннолетними.

Так на регулярной основе с учащимися образовательных учреждений города психологами организуются встречи с целью формирования установок на ведение социально приемлемого образа жизни, популяризацию семейного благополучия и ценностей ответственного родительства.

Психологами используются разнообразные формы организации работы с учащимися: беседы, дискуссии, занятия с элементами тренинга, акции, чаще всего проводимые совместно с представителями местных волонтерских движений.

Также в рамках профилактической работы с девочками-подростками специалисты Центра разработали и внедрили в работу проект «Красота. Грация.

Здоровье», направленный на профилактику девиантного поведения девочек из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на социальном обслуживании в Центре, через привлечение их к регулярным занятиям спортом в клубе «Рубеж».

По мнению организаторов проекта, такое времяпрепровождение исключает возможность попадания в «плохие» компании, способствует развитию позитивного отношения к ведению здорового образа жизни.

Также, профилактическая работа проводится с мальчиками из семей, находящихся в социально опасном положении. Партнером по организации досуга детей выступил отдел туризма и краеведения «Экополис» МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Магнитогорска.

На занятиях с педагогами ребята приобретают необходимые спортивные навыки, учатся основам туристских походов, основам выживания, учатся самостоятельности.

Педагогами являются мужчины, которые подают положительный пример и демонстрируют модель мужского поведения, что очень важно для мальчиков из семей данной категории, ведь как правило они обделены должным вниманием со стороны отца и не имеют представления о положительном образе мужчины и отца.

В перспективе Центром намечено налаживание партнерских отношений с образовательными и спортивными организациями: «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» г. Магнитогорска, Магнитогорское городское казачье общество «Станица магнитная», Управление физической культуры и спорта г. Магнитогорска для организации досуга детей и подростков, из семей, состоящих на социальном обслуживании в Центре.

Для достижения положительных результатов в преодолении семьями комплекса имеющихся проблем, вектор деятельности Центра направлен на освоение специалистами новых технологий, форм, методов в работе с семьей, внедрение их в практику работы, а также на налаживание долгосрочного сотрудничества с компетентными органами и организациями в оказании необходимой помощи и поддержки семьям, находящимся в социально опасном положении. Очень важно, чтобы эта деятельность осуществлялась в сочетании с превентивными технологиями работы с социальным неблагополучием. Ведь проблему лучше предотвратить, чем бороться с ее последствиями.

Портрет семьи, находящейся в социально опасном положении

Источник: https://son-net.info/portret-semi-naxodyashhejsya-v-socialno-opasnom-polozhenii/

Важно знать каждому. За что семью могут признать «находящейся в СОП»?

Внешний вид семьи соп

Периодически нам приходят анонимные истории от родителей, которые считают, что их семью необоснованно признали СОП (находящейся в социально опасном положении). В каких случаях проверяющие имеют на это право? Есть ли дорога назад? Как работают с детьми после постановки семьи на учет?

На актуальные вопросы ответили адвокаты Минской городской коллегии адвокатов Специализированной ЮК № 1 г. Минска Екатерина Левчук и Ольга Назарова.
 

В каких случаях семью могут признать находящейся в СОП?

Есть 6 критериев, которые показывают, что несовершеннолетние находятся в социально опасном положении.

1. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.

Что имеется в виду: отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью; уклонение от уплаты алиментов; факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома;  лишение родительских прав в отношении братьев, сестер.

2. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.

Что имеется в виду: к примеру, ребенка принуждают к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм; ребенка вовлекают в преступную деятельность, антиобщественное поведение; ребенку запрещают посещать учреждение образования; к ребенку систематически применяют антипедагогические меры воздействия.

3. Дети воспитываются в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на их поведение (воспитание носит антиобщественный характер);

Что имеется в виду: когда ребенка приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители несовершеннолетнего ведут аморальный образ жизни (злоупотребляют алкогольными напитками, занимаются проституцией и др.); родители привлечены к административной ответственности за совершение ряда правонарушений.

4. Дети становятся жертвами физического, психического, сексуального или иного вида насилия.

Что имеется в виду: оскорбление и унижение достоинства ребенка, предъявление ребенку чрезмерных требований, однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

5. Дети совершают правонарушения и иные антиобщественные действия.

Что имеется в виду: ребенок нарушает дисциплину, увеличиваются пропуски занятий в учреждении образования; наблюдаются асоциальные связи несовершеннолетнего, бродяжничество, совершение действий, влекущих административную либо уголовную ответственность, нахождение ребенка на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

6. Дети находятся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.

Что имеется в виду: несовершеннолетний находится в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; выявлены факты жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых, а также когда несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий,  ребенок предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания.

Каким образом выявляют семьи, находящиеся в СОП?

В начале каждого учебного года, как правило, классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения посещает семьи своих подопечных для изучения условий жизни и воспитания каждого из них.

Иногда посещать семьи могут комиссией: классный руководитель либо воспитатель группы дошкольного учреждения, социальный педагог, педагог-психолог, участковый инспектор.

Особое внимание уделяется информации, поступающей из различных источников (соседи, родственники, совершенно случайные люди, анонимы, отдел образования, поликлиника, ЖЭУ, ИДН, КДН и др). Информацию обязательно проверяют.  По результатам посещения несовершеннолетнего и его семьи составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.

Можно ли ознакомиться с актом обследования?

Адвокаты обращают внимание на то, что акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего должен составляться только лишь в присутствии законных представителей.  Отказать в ознакомлении с актом обследования представители госорганов не вправе.

В том случае, если все же вам отказали в этом, можно направить письменное обращение на имя руководителя государственного органа с описанием ситуации и (или) с просьбой о предоставлении вам копии акта обследования для ознакомления.

Решение о признании СОП по результатам акта обследования принимается советом учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  (в школах, гимназиях, лицеях, вспомогательных школах, вспомогательных школах-интернатах, вечерних школах, ПТУЗах, ССУЗах) или педагогическим советом (в дошкольных учреждениях, социально-педагогических учреждениях).

На заседание совета обязательно приглашаются родители (или лица их заменяющие) несовершеннолетнего.

Можно ли обжаловать решение о признании СОП?

Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано законными представителями в управление (отдел) образования Мингорисполкома (облисполкома) по месту принятия решения, Министерство образования Республики Беларусь, прокуратуру или в суд.

На какую помощь может претендовать семья, находящаяся в СОП?

После принятия решения составляется индивидуальный план работы, как с несовершеннолетним, так и с его родителями, который утверждается руководителем учреждения образования.

Семья в СОП оказывают необходимую помощь. Например, наблюдение и консультации педагога-психолога, педагога социального, проведение семинаров-практикумов, лекций, бесед, вовлечение детей в кружки, секции, родителей – в клубы, консультация для родителей от педагога-психолога, врача, юриста, правоохранительных органов, психотерапевтическая помощь детям и родителям.

Материальная помощь может выражаться в предоставлении бесплатного питания  в саду или школе, в организации бесплатного оздоровления в лагерях.

Могут ли отменить решение о признании ребенка, находящегося в СОП?

Родители вправе подать ходатайство об отмене решения о признании ребенка находящимся СОП, если считают, что причины, повлекшие такой статус, отпали.

Ходатайство направляется в адрес педагогического совета или совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Что происходит, если ситуация с ребенком не меняется? Могут ли ребенка отобрать из семьи?

После признания ребенка находящимся в СОП ежеквартально проверяющие анализируют проделанную работу и принимают решение, работать с семьей дальше по плану или готовить ходатайство в комиссию по делам по несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Как правило, минимум полгода такую семью пытаются «привести в чувство», дают им шанс исправить ситуацию: изменить отношение родителей к жизни, мотивировать на поиск работы, улучшить условия проживания, избавиться от зависимостей, наладить отношение с близкими.

И лишь тогда, когда результата нет, ребенка могут признать нуждающимся в государственной защите и принять решение об отобрании его у родителей и помещении на государственное обеспечение.

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/psycho/26020-v-kakikh-sluchayakh-semyu-mogut-priznat-nakhodyashcheisya-v-sop-podrobny-razbor.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: