Перевод Земель Из Одной Категории В Другую Осуществляется

Содержание
  1. Перевод земель из одной категории в другую: условия и процедура
  2. Виды земель
  3. Смена категории участка
  4. Куда обращаться
  5. Процесс перевода
  6. Характерные черты
  7. Почему могут отказать?
  8. Особенности при изъятии земельного надела
  9. Меняем категории земель
  10. Нюансы
  11. Порядок и правила перевода земель из одной категории в другую
  12. Перевод земли в другую категорию – особенности
  13. Как перевести землю в другую категорию?
  14. Могут ли отказать в переводе земли в другую категорию?
  15. Нюансы перевода для участков различных категорий
  16. Земли сельскохозяйственного назначения
  17. Земли населенных пунктов
  18. Земли специального назначения
  19. Природоохранная зона
  20. Лесной фонд
  21. Водный фонд
  22. Земли запаса
  23. Отнесение земель к категориям. Перевод земель
  24. Документы, содержащие указание на категорию земель
  25. Органы власти, осуществляющие перевод земель из одной категории в другую
  26. Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности
  27. Перевод земель из одной категории в другую и правовое регулирование данной процедуры
  28. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
  29. Перевод земель лесного фонда в другую категорию
  30. Перевод земель населенных пунктов в другую категорию
  31. Перевод земель промышленности из одной категории в другую
  32. Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию
  33. Обоснование перевода земель и проблемы, возникающие при переводе
  34. Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным

Перевод земель из одной категории в другую: условия и процедура

Перевод Земель Из Одной Категории В Другую Осуществляется

Ситуация, когда участок необходимо использовать не по назначению, а также сменить его вид, может возникнуть в любой момент. Перевод земель из одной категории в другую – задача не сложная, но долговременная. При этом неизбежны смена правового режима и корректировка стоимости земли.

Виды земель

Согласно российскому законодательству, земельные наделы делятся на следующие виды:

  1. Земля сельхозназначения. Наделы, находящиеся за пределами населенного пункта, используемые для нужд сельского хозяйства.
  2. Населенные пункты. Участки, где ведутся застройки и развитие населенных пунктов.
  3. Земля специального использования. Участки, находящиеся за пределам населенных пунктов, которые предоставляется в установленном порядке организациям, предприятиям, учреждениям для исполнения ими возложенных спецзадач.
  4. Охраняемые земли, территории и объекты. Наделы, которые имеют большое научное, эстетическое, природоохранное, рекреационное, историко-культурное, оздоровительное и другое значение, изъятые из общего пользования и имеющие свой правовой режим.
  5. Земля лесного фонда. Земля, покрытая растительностью, а также непокрытая ею, но предназначенная для восстановления растений; нелесная земля, которая предназначена для ведения лесного хозяйства.
  6. Земля водного фонда. Участки, на которой расположены водоемы, ледники, гидротехнические конструкции и выделенные полосы отвода вдоль берегов.
  7. Земля запаса. Участки, находящиеся в государственном или муниципальном ведении.

Смена категории участка

Каждая категория земель имеет свои правовые режимы. То есть на участках сельхозназначения можно выращивать культуры и заниматься животноводством, в населенных пунктах можно заниматься застройкой. Соответственно, перевод земель из одной категории в другую – это появление новых возможностей и вариантов их применения.

Процесс перевода начинается с подачи прошения с прилагаемыми необходимыми документами. Строгой формы документ не имеет. Такое прошение инициирует процесс и должно содержать следующую информацию:

  • Настоящая категория земельного надела.
  • Желаемая категория.
  • Кадастровый номер.
  • Обоснованность обращения по смене категории.
  • Документы, связывающие заявителя и земельный участок.

Ходатайство рассматривается соответствующими органами. При положительном исходе создается документ об изменении категории земельного надела. Этот же орган обязан произвести все необходимые действия для внесения изменений в реестр недвижимости. Перевод земли в другую категорию регулируется ФЗ № 127 от 21.12.04.

Куда обращаться

Рассмотрим, какие органы осуществляют перевод земли в другую категорию. Изменения вида разрешенного использования осуществляются разными органами в зависимости от собственника надела:

  1. Правительством РФ. Если собственник участков – государство.
  2. Федеральным или муниципальным органом, частным владельцем. Если владельцем надела является соответствующий орган либо это частная собственность.
  3. Органами местного самоуправления. С ними все вопросы решаются, если владение не принадлежит муниципалитету, частному владельцу, а также не является сельскохозяйственной землей.

При желании заявителя перевести земельный надел в категорию населенного пункта или, наоборот, вывести из этой категории вопрос необходимо решать с муниципальным органом, поскольку будут переноситься границы.

Чтобы осуществить перевод земель из одной категории в другую, нужно собрать и предоставить следующий пакет документов, прилагаемый к ходатайству:

  • Выписка из кадастровой палаты, которая подтверждает кадастровый номер или кадастровый паспорт.
  • Копия паспорта, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Представляется тот документ, который подтверждает статус лица – обычный гражданин, юрлицо или ИП.
  • Выписка из общего списка прав на недвижимость. Данный документ подтверждает правовую связь заявителя с земельным наделом. При этом если заявитель не является собственником, он должен предоставить доказательство того, что владелец участка в курсе и не против предстоящей операции.
  • Постановление государственной экспертизы (если этого требуют правила). В некоторых конкретных случаях такой документ является главным обоснованием для того, чтобы осуществить перевод. Если экспертиза необязательна, то можно приложить к заявлению мнение специалиста, которое доказывает целесообразность смены категории.

При этом заявитель в обязательном порядке предоставляет только документы, которые удостоверяют его личность и, если того требует случай, согласие от владельца участка. Получение остальных бумаг на перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами самостоятельно, в рамках обмена между ведомствами.

Процесс перевода

Перевод земель из одной категории в другую урегулирован в соответствии с законодательством РФ. Сроки рассмотрения поданного заявления на правительственном уровне не должны превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено законодательными актами.

На федеральном или муниципальном уровне заявление находится в работе в течение нескольких месяцев.

Если отказ в рассмотрении заявления связан с неверной подачей документов (пакет не доукомплектован или подан не тому органу), ходатайство возвращается заявителю не позже чем через месяц, с указанием причин отказа.

Оформление решений происходит следующим образом:

  • Положительное решение оформляется путем составления акта о переводе земли.
  • Отрицательное решение оформляется через составление акта об отказе в переводе.

Каждый из этих документов уполномоченные органы должны направить гражданину не позднее 14 дней со дня издания.

Если оформлен акт на перевод земель из одной категории в другую, то он направляется не только к заявителю, но и в органы земельного кадастра для регистрации внесенных изменений. Далее акт нужно отправить в единый госреестр прав на недвижимость. Сделка о переводе земли считается состоявшейся, если внесена запись в ЕГРП.

На обработку поданных документов потребуется не так много времени.

Но с учетом того, что государство устанавливает сроки для направлений документов каждому из органов, с того момента, как акт подписан, и до того, как сведения внесут в реестр, может пройти порядка двух месяцев.

Получается, перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого ясны и понятны, является процессом не сложным, но долговременным.

Характерные черты

Перевод земель в другую категорию ЗК РФ регламентирует очень четко. Главы 2, 14-18 показывают основные особенности данного процесса. Подробно можно рассмотреть участки сельхозназначения, которые часто становятся лакомым кусочком для застройщиков.

Законодательно установлен целый перечень ограничений для тех сельхозземель, которые признаны угодьями для выращивания культур, выгула и кормления скота, покоса, а также владениями, где растут сады, виноградники и иные насаждения.

Во-первых, запрещено переводить участки или наделы в составе таких участков из земли сельхозназначения, если кадастровая стоимость последней на 30 % (и больше) превышает среднюю кадастровую стоимость по району. Это же правило распространяется на другие наделы, включенные нормативными актами в список земель, использование которых, кроме как для ведения сельского хозяйства, не допускается.

Во-вторых, перевод земли в другую категорию больше не актуален в отношении сельхозугодий. Другими словами, в кодексе больше не работают пункты 2 и 3 в статье 79, допускающие изменение категории для сельхозземель.

Теперь законом установлены обстоятельства, при наступлении которых перевод допустим как крайний случай. Сюда относится проведение дороги, линии электропередачи, изменение городской черты и т. п.

Подобные крайние случаи никак не регламентируются законами, поэтому при возникновении каждого такого случая они рассматриваются индивидуально. Безусловно, такая брешь в законе может повлечь за собой явное злоупотребление своими обязанностями со стороны тех лиц, которые являются ответственными за рассмотрение ходатайств.

Почему могут отказать?

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется посредством сбора и предоставления необходимых документов. Но российское законодательство и Земельный кодекс в целом предусматривают некоторые весомые обстоятельства, которые влекут за собой отказ в переводе. Кроме неудовлетворительного заключения экспертизы, основания могут быть следующими:

  1. Постановления федеральных органов о запрете или ограничении в переводе участка в другие категории.
  2. Расхождение в документации. Запрашиваемое целевое назначение земли или участка не соответствует утвержденному территориальному планированию.

Стоит сказать, что вся документация территориального планирования, которая служит отказом в переводе, должна быть принята и опубликована. Иначе этот факт не может считаться правомерным для отказа. Сегодня во многих регионах отсутствует правильно утвержденная документация территориального планирования.

Сам акт об отказе можно обжаловать в суде.

Особенности при изъятии земельного надела

Когда надел изымается, в том числе выкупается для муниципальных или государственных нужд, перевод земель из одной категории в другую осуществляется непосредственно после операции выкупа или изъятия.

Местные органы самоуправления обязаны самостоятельно перевести полученный участок в новую категорию до передачи его новому землевладельцу.

Получается, что собственника земельного надела, у которого он выкупается, не могут заставить принудительно освободить участок только потому, что у того поменялась категория.

Кроме того, местные органы самоуправления, которые изымают участок или выкупают его, не должны перекладывать перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого должны полностью соблюдаться, на нового собственника.

Меняем категории земель

Рассмотрим кратко перечень случаев, когда возможен перевод земель из одной категории в другую в Московской области.

Можно изменить тип сельскохозяйственных земель, если:

  • Произошла консервация участка.
  • Предполагается создание охраняемой природной территории или отнесение владения к природоохранному, историко-культурному, рекреационному виду.
  • Установлена или изменена черта населенного пункта.
  • Владения включены в лесной, водный фонд или в земли запаса из-за непригодности первых к осуществлению сельскохозяйственных работ.
  • На таких землях будут размещены объекты обороны страны (при условии, что иного выбора не было).
  • На территории будут добываться полезные ископаемые (при наличии соответствующего проекта).
  • Предполагается строительство дорог, линии связи и электропередачи, нефтепровода, газопровода, трубопровода, железной дороги и прочих сооружений (при наличии утвержденного и принятого проекта).
  • Предполагается размещение объектов коммунального, бытового, социального назначения, медицинских объектов, если иное место размещения отсутствует.

Перевести наделы специального назначения можно в следующих ситуациях:

  • Если создан и утвержден проект рекультивации участка.
  • Если почва перед переводом восстановлена и очищена от продуктов деятельности промышленных предприятий.

Перевести наделы лесного фонда разрешено, если:

  • Организуется природная охраняемая территория.
  • Устанавливаются или меняются границы населенного пункта.
  • Создаются туристические особые экономические зоны.

Переводить наделы водного фонда допустимо, если:

  • Прекращено существование водного объекта, изменено русло, граница водоема и т. п., в том числе создается искусственный земельный участок при положительном решении заключения экспертизы.

При этом перевести земли в наделы водного фонда можно при условии, что:

  • Земельный участок занят водоемом.
  • Возведено водохранилище или другой искусственный водный объект.

Перевести наделы важных охраняемых территорий можно в другие категории, если имеется положительная резолюция экологической госэкспертизы или иной проверки, которая установлена федеральным законодательством.

Нюансы

Законодательство хоть и регулирует большинство вопросов, связанных с переводом земель из одной категории в другую, но на практике остается очень много нюансов и противоречивых ситуаций.

Прежде всего это касается органов власти и их роли в принятии решения по ходатайству. Например, отказ в переводе, кроме объективных причин, может содержать и «исключительные случаи» и «допустимые ограничения».

В особенности это касается перевода из сельхозземель в земли другого назначения.

Также главным вопросом остается тот правовой факт, что земли, по независящим причинам, можно отнести сразу к нескольким категориям. А это может несколько осложнить процесс перевода.

Источник: https://FB.ru/article/303264/perevod-zemel-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu-usloviya-i-protsedura

Порядок и правила перевода земель из одной категории в другую

Перевод Земель Из Одной Категории В Другую Осуществляется

Участки земли на всей территории РФ подразделяются по установленному классификатору, который определяет целевое назначение и вид разрешенного использования наделов. По этой причине нередко требуется осуществить перевод земель из одной категории в другую. Расскажем в статье, как происходит эта процедура, и какие особенности она имеет.

Перевод земли в другую категорию – особенности

Землевладельцы обязаны соблюдать правила пользования участками в зависимости от их принадлежности к определенной категории. Всего их семь:

  1. Сельскохозяйственные земли.
  2. Земли запаса.
  3. Земли населенных пунктов.
  4. Земли специального назначения (для целей промышленности и т.д.).
  5. Лесной фонд.
  6. Водный фонд.
  7. Особо охраняемые территории.

Это разделение необходимо для защиты земли от несанкционированного использования, а также для сохранения ее полезных свойств. К примеру, не допускается строительство жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения или строительство завода на территориях, относящихся к особо охраняемым.

Если в перечне разрешенного использования участка нет необходимой для пользователя деятельности, единственный выход для возможности ее осуществить – перевести землю в другую категорию.

Однако на осуществление этой процедуры необходимо иметь соответствующие права.

Законным правом подать заявление на изменение категории земли обладают:

  • собственники;
  • лица, владеющие участками на правах аренды;
  • пользователи надела на правах наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.

Разрешение на перевод может дать только местная администрация. Процедура осуществляется в общем порядке, но есть и исключения. Например, жители Дальнего Востока, Сибири и Крайнего севера могут рассчитывать на индивидуальное рассмотрение их вопроса. Но и для них есть непреложные правила.

Так, перевод территорий, относящихся к категории земель населенных пунктов, а также внесение новых участков из других категорий допускается только после пересмотра границ рассматриваемого населенного пункта. Этот момент строго контролируется действующими нормативными актами РФ.

Как перевести землю в другую категорию?

С 05 января 2005 года действует усовершенствованная версия законодательных актов, регламентирующих изменение земельной категории. Корректировка не может быть осуществлена, если законодательно это не допустимо.

При этом компетенция по переводу земель распределяется следующим образом:

1) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Заявление пишется в свободной форме, но в тексте обязательно должна содержаться следующая информация:

  • кадастровый номер земельного участка;
  • адрес местоположения;
  • текущая и желаемая категории;
  • данные заявителя;
  • данные о документе, дающем право на перевод надела в другую категорию (выписка из ЕГРН, договор аренды и т.д.).

К заявлению прикладываются следующие документы:

  • проект землеустройства с обоснованием изменения категории;
  • выписка из ЕГРН, в которой излагаются полные сведения о земельном участке;
  • копия общегражданского паспорта (для физических лиц) или выписки из ЕГРЮЛ (для организаций);
  • заключение экологической экспертизы, если ее проведение требуется для внесения изменений;
  • письменное согласование перевода, полученное от собственника участка, если это не заявитель.

В заявлении можно указать о необходимости смены категории участка или о выводе земли из состава определенной категории для дальнейшего присвоения новой.

Практически все документы могут быть получены муниципалитетом самостоятельно путем использования межведомственного обмена. Однако согласие собственника и копия документа, удостоверяющего личность, должны быть обязательно приложены заявителем.

Решение по заявлению принимается в установленные сроки, а именно:

  • 3 месяца – если ходатайство для утверждения направляется в Правительство РФ;
  • 2 месяца – если решение принимается муниципалитетом.

Вердикт направляется заявителю в течение 14 дней с момента рассмотрения. Письменное решение органов власти является бессрочным.

Могут ли отказать в переводе земли в другую категорию?

После рассмотрения документов и поданного заявления уполномоченный орган вправе как утвердить решение о переводе, так и отказать в осуществлении процедуры. Наиболее частыми основаниями для отказа являются:

  • отсутствие необходимых документов;
  • некорректное содержание бумаг;
  • некорректная форма документов;
  • заявление было подано лицом, которое не имело на то оснований.

При наличии одного из упомянутых оснований заявление будет возвращено гражданину в течение месяца с указанием на некорректность. Недостатки потребуется исправить и подать ходатайство повторно.

В некоторых случаях изменение категории невозможно априори, так как это не допускается законодательными нормами. К таким условиям относят:

  • прямое ограничение или запрет на изменение категории в нормативных актах РФ;
  • по результатам экологической экспертизы было выдано отрицательное решение о переводе;
  • наличие несоответствия между принятым планом развития территорий и будущим видом разрешенного использования.

Отрицательное решение органов власти может быть обжаловано в судебном порядке. Еще один повод обращения в суд – изменение категории муниципалитетом без согласия правообладателя.

Законодательно предусмотрено только два условия, когда органам власти это может потребоваться:

  1. Включение земельного участка в состав природоохранной зоны. При этом надел останется в собственности владельца.
  2. Принятие постановления о смене или установлении черты населенного пункта.

Рассмотрим нюансы перевода в зависимости от первоначальной категории, к которой относится земельный участок.

Нюансы перевода для участков различных категорий

Характерные особенности перевода земель из разных категорий в другую регулируются ФЗ № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 года «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Земли сельскохозяйственного назначения

Если участок отличается особой ценностью или продуктивностью с точки зрения ведения сельского хозяйства, то, вероятнее всего, перевод будет невозможен. Исключения случаются не часто.

Кроме того, неправомерное изменение целевого назначения такого надела может грозить наложением штрафных санкций. Размер штрафа может достигать 250 тысяч рублей – сумма зависит от кадастровой стоимости надела. Не стоит пытаться обойти закон, так как в отношении сельскохозяйственных земель наказание неизбежно.

Смена целевого назначения возможна только в следующих условиях:

  • проведение консервации земли (временного изъятия из оборота);
  • включение участка в природоохранную зону;
  • перенос черты населенного пункта;
  • признание участка непригодным для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • планирование строительства дорожных магистралей или других инфраструктурных сооружений и линейных объектов;
  • изъятие земли для целей обороны страны;
  • добыча полезных ископаемых;
  • размещение объектов бытового, медицинского и иного назначения, если другого места для строительства нет;
  • выполнение обязательств международного характера.

Согласно ч.2 ст.7 ФЗ № 172-ФЗ изменение вида разрешенного использования не допускается в отношении особо ценных и плодородных участков, а также в случае, когда кадастровая стоимость сельскохозяйственных угодий на 50 % и более превышает среднюю по региональному рынку.

Земли населенных пунктов

Ситуация с изменением категории земель населенных пунктов тоже имеет ряд сложностей. Эта процедура возможна только тогда, когда рассматриваемая территория будет включена в состав населенного пункта путем корректировки административных границ поселения.

Разрешение на такие действия получить чрезвычайно сложно. На практике таких случаев мало.

Земли специального назначения

Перевод земель специального назначения, в частности промышленных, реализуется гораздо проще, чем изменение участков других категорий. Однако и тут в некоторых случаях действуют запреты на осуществление процедуры.

Перевод невозможен, если:

  • почвенный слой сильно загрязнен;
  • на территории находятся заброшенные или аварийные здания;
  • на территории оборудована свалка.

Но и в этих случаях можно попытаться получить разрешение. Сделать это можно путем утверждения проекта рекультивации или произвести мероприятия по восстановлению поверхности земельного участка по решению собственника.

Природоохранная зона

Перевод таких земель в другую категорию возможен только после проведения экологической экспертизы (п. 1 ст. 10 ФЗ № 172). В случае положительного решения изменение осуществляется по общим правилам.

Если в результате экспертизы обнаружиться, что смена вида допустимого использования приведет к утрате природоохранного, культурно-исторического, оздоровительного или иного важного значения, то в осуществлении процедуры по изменению будет отказано.

Лесной фонд

Для изменения категории земель лесного фонда также потребуется соблюсти некоторые условия:

  • корректировки должны быть согласованы с существующей документацией по территориальному планированию территории и лесоустройству;
  • смена расположения границ населенного пункта;
  • необходимость в отведении участков под застройку или строительство линейных объектов.

Если заявитель не преследует вышеперечисленные цели, то перевод возможен после положительного решения в результате проведения экологической экспертизы. Эта процедура заказывается на основании существующих документов по лесоустройству в конкретном регионе.

Водный фонд

Осуществление перевода участков водного фонда может быть обосновано одной из следующих причин:

  • земля будет причислена к природоохранным территориям;
  • населенному пункту необходима территория для изменения своих границ;
  • необходимость размещения объектов муниципального или государственного значения, если другого места для их оборудования нет;
  • планируется ликвидация водного объекта или корректировка его границ.

При каких-либо изменениях, связанных с водоемами, в обязательном порядке требуется проведение экологической экспертизы.

Земли запаса

Как правило, территория земель запаса не разделена на участки, поставленные на кадастровый учет. По этой причине перед началом процедуры изменения потребуется выделить надел, установить его границы путем межевания и поставить участок на кадастровый учет.

На основании документов о формировании надела будет составлен акт о переводе участка в другую категорию.

Источник: https://regioncentr73.ru/23/38/poryadok-i-pravila-perevoda-zemel-iz-odnoy-kategorii-v-druguyu/

Отнесение земель к категориям. Перевод земель

Перевод Земель Из Одной Категории В Другую Осуществляется
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Отнесение земель к категориям. Перевод земель

Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти и органами местного самоуправления.

Отнесение земель к определенным категориям и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на это органами федеральной власти, а также ходатайства о переводе земель из одной категории в другую могут рассматриваться органами местного самоуправления.

В соответствии с законодательным актом, регламентирующим процесс перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, данный процесс является обязательным.

Полный перечень категорий предусмотрен в Земельном кодексе РФ.

Согласно российскому законодательству под категориями земель подразумевается подразделение участков на группы по их целевому назначению. Всего в вышеуказанном Кодексе выделяется несколько категорий, среди которых:

  • земли сельхозназначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий;
  • лесные земли;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Документы, содержащие указание на категорию земель

На законодательном уровне установлено, что некоторые документы обязательно должны содержать в себе сведения о принадлежности земли к той или иной категории. Статья 8 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень таких документов, к которым относятся:

  • договоры, в которых в качестве предмета сделки выступают определенные земельные участки;
  • Государственный кадастр, содержащий сведения об объектах недвижимого имущества;
  • документы, необходимые для проведения процедуры регистрации прав на недвижимое имущество, проведения с таким объектом каких-либо сделок;
  • прочие документы, которые должны содержать данные сведения только в случаях, установленных на уровне закона и закрепленных актами государственного, субъектного и муниципального уровней.

Органы власти, осуществляющие перевод земель из одной категории в другую

На данный момент задача по первоначальной установке точной категории конкретного земельного участка уже не является первоочередной. Сейчас все больше внимания уделяется задаче по правильному организационно-правовому сопровождению перевода земель из одной категории в другую.

В качестве критерия для выбора компетентного органа, осуществляющего отнесение земель к категориям, на законодательном уровне было определено использовать понятие собственность земель.

  • Так, к примеру, если речь идет об участке, находящемся в федеральной собственности, то исключительно Правительство РФ имеет право принимать решение об осуществлении перевода.
  • Если же рассматривается земельный участок, находящийся в собственности определенного субъекта государства, то вопросами о его переводе должен заниматься исполнительный орган данного конкретного субъекта.
  • В случае, когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной собственности, решение о переводе земель должно приниматься на муниципальном уровне, находящимися там органами самоуправления.

Перевод земель, находящихся в муниципальной, федеральной и частной собственности

Если рассматривать отдельно процесс перевода федеральных земель, находящихся в одной категории в другую, можно заметить, что на практике существует проблема в установлении компетентного органа, которого можно уполномочить осуществить данное четко определенное действие. Данная проблема возникала из-за того, что на законодательном уровне должным образом не установлен порядок разграничения собственности субъектов и государства.

В соответствии с законом об осуществлении перевода до непосредственного процесса разграничения федеральной собственности или отдельно взятых земельных участков в составе таких земель данный перевод должен осуществляться Правительством при условии, что данное мероприятие удовлетворяет государственные нужды.

Кроме того, данный уполномоченный орган должен выполнять определенные функции, если речь идет об изменении границ, находящихся в пределах городов федерального значения, к которым относятся Санкт-Петербург и Москва.

Во всех прочих случаях, когда перевод земли муниципальной или частной собственности осуществляется путем установления границы определенной территории субъекта страны, уполномоченным на совершение подобных действий считается компетентный орган, полномочия которого подтверждаются на законодательном уровне. Чаще всего в качестве таких органов выступают органы исполнительной власти субъектов государства, однако в некоторых случаях, подчеркнутых в законодательных актах, данное действие могут совершить и органы муниципальной власти.

Перевод земель из одной категории в другую и правовое регулирование данной процедуры

Любой перевод земель в другую категорию в рамках одного участка должен регулироваться на законодательном уровне. Для некоторых из участков устанавливаются определенные правила, к примеру, для земель сельхозназначения, земель запаса и земель населенных пунктов. На данный момент правовое регулирование такого процесса осуществляется на основе нескольких актов, среди которых:

  • Земельный кодексРФ;
  • Закон о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;
  • прочие акты, которые принимаются в порядке, установленном федеральном законодательством, на субъектном и муниципальном уровне.

Если остановится подробнее на прочих законодательных актах, которые, как правило, распространяются только на ряд субъектов, находящихся на территории Российской Федерации, можно выделить закон «Об охране озера Байкал», акт об искусственных участках, создающихся на водных объектах, относящихся к собственности страны.

Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию

Земельное право и, соответственно, происходящая на его основании земельная политика, основывает все свои действия на необходимости обеспечить охрану земель сельскохозяйственного назначения. Ведь такие участки принято считать незаменимыми для жизнедеятельности человека, к тому же, их плодородность очень сложно восстановить.

Следовательно, из-за изменения категории с сельхозназначения на другую государство теряет не только средство производства, активно использующееся в сельском хозяйстве, но и важный компонент природной среды.

 Именно эта причина является обоснованием того, что заниматься вопросами перевода земель может только орган публичной власти, при этом не имеет никакого значения, муниципальная это собственность или частная.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Как правило, подобный перевод земель лесного фонда осуществляется только для удовлетворения целей, установленных в Лесном кодексе РФ, а именно – для проведения изыскательных работ, которые оговариваются в соответствующем акте федерального законодательства.

Осуществление прочих видов деятельности, не установленных в вышеперечисленных актах не допускается на основании действующего на территории страны и отдельных муниципальных образований закона.

Для совершения любых действий, не соответствующих существующей категории земель, требуется перевести землю в другую категорию. Однако совершить перевод лесных земель проблематично, ведь поданное в уполномоченный орган власти ходатайство будет тщательно рассматриваться на протяжении последующих двух недель на предмет возможности дачи указания на проведение такой процедуры.

Перевод земель населенных пунктов в другую категорию

Перевод земель, находящихся в пределах населенных пунктов в другую категорию подразумевает совершение определенных действий:

  • изменение существующих или установка новых границ населенных пунктов.
  • включение новых земельных участков в уже существующие границы.
  • исключение одного или нескольких земельных участков из уже существующих границ населенных пунктов.

Все изменения, которые произошли в результате перевода земель населенных пунктов, обязательно должны быть переданы в государственный кадастр сведений о недвижимом имуществе через местный муниципальный управляющий орган. В результате этого, участкам, претерпевшим при переводе какие-либо изменения, присваиваются новые кадастровые номера.

Перевод земель промышленности из одной категории в другую

Если требуется провести перевод земель, находящихся на территории предприятий для нужд космической деятельности, земель обороны или прочих нужд специального назначения, перевод осуществляется без каких-либо ограничений.
Исключение составляют случаи, когда земли обустроены зданиями и постройками. В таком случае для осуществления смены категории необходимо предоставить план рекультивации земельного участка.

Подобная же ситуация с переводом земель, в которых происходит нарушение почвенного слоя. При таком переводе необходимо осуществить восстановительные работы, направленные на придание почвенному слою его первоначального вида, предоставить план рекультивации.

Перевод земель запаса и особо охраняемых территории в другую категорию

Перевод земель особо охраняемых территорий и земель запаса в иную категорию возможен исключительно при проведении установленной экспертизы и получения заключения, предоставленного уполномоченным государственным органом.

Подобная процедура изменения категории земель запаса допускается только при необходимости:

  • создать новую особо охраняемую территорию или землю запаса;
  • создать особую туристско-рекреационную экономическую зону.

Для регулирования процесса перевода земель принят федеральный закон, который предусматривает необходимость подачи ходатайства о желании изменить категорию земли и придать землям запаса другое назначение.

Ходатайство о переводе земель запаса должно быть подано в уполномоченный орган, который будет принимать решение о совершении подобного действия на определенном земельном участке.

В поданном заявлении обязательно должна указываться определенная информация:

  • кадастровый номер земель запаса;
  • категория земли;
  • обоснование перевода земли запаса в другую категорию;
  • подтверждение права на землю запаса.

Обоснование перевода земель и проблемы, возникающие при переводе

Ходатайство о переводе земли из одной категории в другую может быть признано обоснованным, только если данный документ содержит всю необходимую информацию, а именно:

  • кадастровый номер участка;
  • категорию земель, в которую входит земельный участок;
  • категорию, в которую необходимо совершить перевод.
  • подтверждение права собственности на земельный участок;
  • обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

Основная проблема, возникающая при переводе земель, – сложность урегулирования данного вопроса с уполномоченными органами. Земля считается важным природным ресурсом, который всегда требуется для нормальной жизнедеятельности человека, поэтому, к примеру, превратить земли сельхозназначения в земли промышленности будет достаточно сложно.

Нарушение порядка перевода земель и признание акта о переводе недействительным

Проблемы перевода земель встречаются достаточно часто, поэтому если распределение земельного фонда по категориям земель будет осуществлено с нарушением норм, установленных законом, акты об отнесении земель к определенным территориям будут признаны недействительными.

Как показывает судебная практика, подобные решения встречаются достаточно часто. К примеру, некоторые акты, предоставленные публичными органами власти, достаточно часто теряют свою силу из-за того, что данный орган не имеет никаких полномочий на совершение подобных действий по переводу собственности.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/otnesenie-zemel-k-kategoriyam.-perevod-zemel.html

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: