Действия работодателя при приеме на работу водителя

Содержание
  1. Как принять на работу водителя
  2. Кого можно принять на должность водителя
  3. Обязательные условия трудового договора
  4. Закон против практики
  5. Дополнительные условия трудового договора
  6. Запомните главное
  7. Подборки из журналов бухгалтеру
  8. Какого работника можно принять на должность водителя
  9. Водитель по совместительству
  10. Какие условия включить в трудовой договор
  11. Дополнительные условия трудового договора
  12. Стажировка водителей при приёме на рабоу
  13. Стажировка водителя: для новичков
  14. Стажировка водителей: в каких случаях она необходима
  15. Правовая база стажировки водителей
  16. Стажировка: практические вопросы
  17. Стажировка: сколько она длится
  18. Стажировка водителей: к вопросу об оплате
  19. Стажировка: как оформляются итоги
  20. Прием водителя автобуса на работу: образец заявления, оформление, документы
  21. Обязательные документы при устройстве на работу
  22. Дополнительные требования к водителям автобуса
  23. Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность
  24. Проведение собеседования с претендентом на должность водителя
  25. Несколько вопросов и ответов
  26. Распространенные ошибки при оформлении на работу
  27. Вопрос к эксперту

Как принять на работу водителя

Действия работодателя при приеме на работу водителя

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ)).

С 5 ноября 2013 года они станут более строгими1. Изменения напрямую коснутся допуска водителей к управлению транспортными средствами.

О каких новшествах идет речь? Что нужно учесть, принимая на работу тех, кто за рулем? Какие условия предусмотреть в трудовом договоре с водителем с учетом специфики его работы?

Кого можно принять на должность водителя

Принимая на работу любого сотрудника, вы требуете от него привычный пакет документов, перечисленный в статье 65 Трудового кодекса: паспорт, трудовую книжку (кроме совместителей и впервые поступающих на работу), военный билет и др. Прежде чем подписать трудовой договор с претендентом на должность водителя, вы должны убедиться, что он:

  • старше 18 лет, так как несовершеннолетние к такой работе не допускаются (ч. первая ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163);
  • не имеет медицинских противопоказаний для работы на транспорте. Это подтвердит медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами по установленной форме2;
  • имеет специфичные знания и навыки. Их наличие подтвердит водительское удостоверение на право управления транспортным средством определенной категории (ст. 65 ТК РФ, п. 2 ст. 27 Закона № 196-ФЗ3).

Обязательное условие перед заключением трудового договора – направить водителя на предварительный медосмотр (ст. 69, ч. первая ст. 213, ст. 214, ч. вторая ст. 328 ТК РФ, ч. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Его проводит медицинская организация, имеющая необходимую лицензию и, как правило, та, с которой работодатель заключил соответствующий договор (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Такое обследование компания обязана организовать за свой счет (п. 6 Порядка № 302н).

Срок действия российского водительского удостоверения – 10 лет (п. 35 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396). По истечении этого срока водитель должен заменить права (п. 1 ст. 28 Закона № 196-ФЗ).

Получив заключение с результатами проведенного осмотра, можно подписывать трудовой договор. Медицинское заключение с результатами предварительного медосмотра водителя обычно хранят в его личном деле.

Если кандидат отказывается пройти обследование либо медкомиссия сделала отрицательные выводы о состоянии его здоровья, вы вправе отказать соискателю в приеме на работу или отстранить его от работы (ст. 64, 76 ТК РФ, п.

35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Ограничения для совместителей

Водитель может трудиться у вас по совместительству только в одном случае: если он не выполняет аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением) у основного работодателя (ч. первая ст. 329 ТК РФ).

Перечень таких работ и профессий утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 (далее – Перечень, утвержденный постановлением № 16).

Например, водитель не может трудиться по совместительству на должности диспетчера автомобильного транспорта, потому что обе эти должности упоминаются в Перечне, утвержденном постановлением № 16.

На практике бывает сложно проверить, какую работу на самом деле выполняет будущий совместитель по основному месту. Предоставлять справку о характере и условиях труда по основному месту работы он не обязан.

Выход из этой ситуации – уведомить будущего водителя-совместителя под роспись об ограничениях, установленных статьей 283 Трудового кодекса.

Пусть он распишется в том, что его основная работа не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

С 5 ноября 2013 года запрещено принимать на работу водителем иностранца с правами, выданными ему на территории иностранного государства. Только обладатели российских национальных водительских прав смогут трудиться за рулем.

В противном случае должностным лицам организации, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, грозит штраф в размере 50 000 рублей. Соответствующие нормы будут установлены пунктом 2 статьи 20, пунк­том 13 статьи 25 Закона № 196-ФЗ и статьей 12.32.

1 Кодекса об административных правонарушениях (Закон № 92-ФЗ).

Исключение – ситуация, когда водитель занят на международных перевозках. Тогда иностранное национальное водительское удостоверение или международное водительское удостоверение, выданное иностранным государством, будут признаваться и на территории России. Эта норма появится в пункте 17 статьи 25 Закона № 196-ФЗ.

Обязательные условия трудового договора

Правила статьи 57 Трудового кодекса предусматривают ряд обязательных условий, включаемых в трудовой договор.

Место работы. В качестве места работы укажите название организации, в которой сотрудник будет трудиться. Иногда работодатели конкретизируют марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля, на котором будет ездить водитель. Однако если потребуется переместить шофера на другую машину, придется оформлять перевод на другую работу (ст. 72, 72.1 ТК РФ).

Трудовая функция. Главное занятие водителя – управление транспортным средством.

Сопутствующие обязанности: проверка технического состояния транспортного средства перед выездом на маршрут, оформление путевых листов, прохождение технического осмотра и др.

Дополнительные обязанности: участие в погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении груза и т. п. Их можно прописать непосредственно в самом тексте трудового договора или в должностной инструкции (ст. 57 ТК РФ).

Проверьте, соответствует ли категория прав типу автотранспортного средства, которым будет управлять водитель в вашей компании.

Оплата труда. Зарплата складывается из разных выплат (ч. первая ст. 129 ТК РФ). В соответствии с установленной в организации системой оплаты труда определите:

  • размер почасовой тарифной ставки или фиксированного оклада сотрудника;
  • порядок расчета доплаты за труд в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу;
  • надбавки и премии (например, за экономию топлива и других расходных материалов).

В этом же разделе можно указать дни выплаты зарплаты (ч. четвертая ст. 136 ТК РФ).

Выполнение трудовых обязанностей в режиме ненормированного рабочего дня не относится к сверхурочной работе и не подлежит оплате (ст. 119 ТК РФ)

Режим рабочего времени и времени отдыха. Это условие включайте, если режим водителя отличается от общих правил, прописанных в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. вторая ст. 57, ст. 100 ТК РФ).

При этом руководствуйтесь Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение № 15). Возможные варианты: ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ), гибкое рабочее время (ст. 102 ТК РФ), сменная работа (ст. 103 ТК РФ), режим разделения рабочего дня на части (ст.

105 ТК РФ). Так, например, ненормированный рабочий день можно устанавливать водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях (п. 14 Положения № 15).

Руководитель принимает решение об этом с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ). Если известно, что в течение смены интенсивность работы водителя будет разной, установите ему режим разделения рабочего дня на части.

Характер работы. Обязанности водителя предполагают разъездной характер работы. Если это закрепить в договоре, то такие перемещения не будут являться служебными командировками (ст. 166 ТК РФ).

Перечень профессий, должностей сотрудников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, должен быть установлен локальным нормативным актом (ст. 168.1 ТК РФ)

Закон против практики

Принимая на работу водителя автомобиля, многие работодатели считают, что отправлять кандидата на предварительный медицинский осмотр за счет компании не обязательно, если он представит медицинскую справку о допуске к управлению транспортными средствами. Наличие справки о допуске к управлению транспортными средствами не освобождает работодателя от обязанности провести обязательный предварительный медосмотр водителя при приеме его на работу (ст. 69, абз. 12 ч. второй ст. 212, ст. 213, ч. вторая ст. 328 ТК РФ).
Если вы примете водителя на работу без предварительного медицинского осмотра, вам грозит административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в виде штрафа до 50 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Дополнительные условия трудового договора

Помимо обязательных, вы можете включить в трудовой договор дополнительные условия (ч. четвертая ст. 57 ТК РФ). Целесо­образно отразить такие специфические права и обязанности работодателя и работника, которые имеют важное значение для обеих сторон.

Например, что работник обязан соблюдать правила дорожного движения, проходить медосмотры, обязательные стажировки при переводе на новую категорию транспортного средства и т. д.

А работодатель – вести графики сменности, расписания движения, возмещать водителю расходы, связанные с постоянными поездками (ст. 168.1 ТК РФ) и др.

Трудовым договором может быть определена материальная ответственность работника и работодателя (ч. вторая ст. 232 ТК РФ). Однако на водителя нельзя возложить полную материальную ответственность.

Эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 (далее – Перечень № 85).

Вместе с тем можно оформить с водителем договор о полной материальной ответственности в том случае, когда на него возлагаются дополнительные функции экспедитора, сопровождающего груз. Такая должность включена в Перечень № 85.

Договор о материальной ответственности целесообразно оформить отдельным документом, но только в отношении тех должностных обязанностей, которые ее предполагают (определение Верховного Cуда РФ от 19 ноября 2009 г. № 18-В09-72).

Если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный организации материальный ущерб он должен возместить в полном объеме без какого-либо дополнительного договора о материальной ответственности (подп. 6 ч. первой ст. 243 ТК РФ)

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Альберт Абдрашитов — менеджер по персоналу ООО «УзДЭУ Авто-Уфа» (г. Уфа, Республика Башкортостан)

– До заключения трудового договора соискателя на должность водителя обязательно нужно направить на предварительный медицинский осмотр. Это мероприятие проводится за счет средств компании, независимо от результатов осмотра и от того, был ли в конечном итоге заключен трудовой договор. Если кандидат отказывается от обследования, вы вправе отказать ему в заключении трудового договора

Александр Долбнев — юрист ООО «Элиада» (г. Балашиха)

– Как правило, в трудовом договоре права и обязанности работника подробно не описываются, а делается ссылка на локальные нормативные акты, действующие в организации. Таким образом, эти документы становятся частью трудового договора. Важно, чтобы работник был ознакомлен с ними под роспись

Марина Толстякова — заместитель начальника отдела подбора и кадрового учета персонала ООО «АМКапитал», ГК Автомир (Москва)

– Вы можете установить водителю легкового автомобиля (кроме такси) режим ненормированного рабочего дня. Проверьте, чтобы эта профессия присутствовала в перечне должностей сотрудников с ненормированным рабочим днем. Такой перечень устанавливается локальным актом или коллективным договором с учетом мнения представительного органа работников

Руслан Маннапов — юрист компании Intercomp (Москва), эксперт журнала «Кадровое дело»

1 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О безопасности дорожного движения” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

2 Форма справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28 сентября 2010 г. № 831н.

3 С 5 ноября 2013 года эти требования будут указаны в п. 4 ст. 25 Закона № 196-ФЗ.

Источник: https://hr-portal.ru/article/kak-prinyat-na-rabotu-voditelya

Подборки из журналов бухгалтеру

Действия работодателя при приеме на работу водителя

Источник: журнал «Главбух»

Какого работника можно принять на должность водителя

Принимая на работу любого сотрудника, вы требуете от него привычный пакет документов, перечисленный в статье 65 Трудового кодекса: паспорт, трудовую книжку (кроме совместителей и впервые поступающих на работу), военный билет и др. Прежде оформить прием водителя на работу в вашей компании, вы должны убедиться, что он:

– старше 18 лет, так как несовершеннолетние к такой работе не допускаются (ч. первая ст. 265 ТК РФ, п. 2111 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163);

– не имеет медицинских противопоказаний для работы на транспорте. Это подтвердит медицинская справка о допуске к управлению транспортными средствами по установленной форме;

– имеет специфичные знания и навыки. Их наличие подтвердит водительское удостоверение на право управления транспортным средством определенной категории (ст. 65 ТК РФ, п. 2 ст. 27 Закона № 196-ФЗ3).

Обязательное условие перед заключением трудового договора – направить водителя на предварительный медосмотр (ст. 69, ч. первая ст. 213, ст. 214, ч. вторая ст. 328 ТК РФ, ч. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Его проводит медицинская организация, имеющая необходимую лицензию и, как правило, та, с которой работодатель заключил соответствующий договор (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Такое обследование компания обязана организовать за свой счет (п. 6 Порядка № 302н).

Получив заключение с результатами проведенного осмотра, можно подписывать трудовой договор (смотрите образец ниже). Медицинское заключение с результатами предварительного медосмотра водителя обычно хранят в его личном деле.

Если кандидат отказывается пройти обследование либо медкомиссия сделала отрицательные выводы о состоянии его здоровья, вы вправе отказать соискателю в приеме на работу или отстранить его от работы (ст. 64, 76 ТК РФ, п.

35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Водитель по совместительству

Прием водителя для работы по совместительству возможен только в одном случае: если он не выполняет аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением) у основного работодателя (ч. первая ст. 329 ТК РФ).

Перечень таких работ и профессий утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16 (далее – Перечень, утвержденный постановлением № 16).

Например, водитель не может трудиться по совместительству на должности диспетчера автомобильного транспорта, потому что обе эти должности упоминаются в Перечне, утвержденном постановлением № 16.

На практике бывает сложно проверить, какую работу на самом деле выполняет будущий совместитель по основному месту. Предоставлять справку о характере и условиях труда по основному месту работы он не обязан.

Выход из этой ситуации – уведомить будущего водителя-совместителя под роспись об ограничениях, установленных статьей 283 Трудового кодекса.

Пусть он распишется в том, что его основная работа не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

Какие условия включить в трудовой договор

Правила статьи 57 Трудового кодекса предусматривают ряд обязательных условий, включаемых в трудовой договор.

Место работы. В качестве места работы укажите название организации, в которой сотрудник будет трудиться. Иногда работодатели конкретизируют марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля, на котором будет ездить водитель. Однако если потребуется переместить шофера на другую машину, придется оформлять перевод на другую работу (ст. 72, 72.1 ТК РФ).

Трудовая функция. Главное занятие водителя – управление транспортным средством.

Сопутствующие обязанности: проверка технического состояния транспортного средства перед выездом на маршрут, оформление путевых листов, прохождение технического осмотра и др.

Дополнительные обязанности: участие в погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении груза и т. п. Их можно прописать непосредственно в самом тексте трудового договора или в должностной инструкции (ст. 57 ТК РФ).

Оплата труда. Зарплата складывается из разных выплат (ч. первая ст. 129 ТК РФ). В соответствии с установленной в организации системой оплаты труда определите:

– размер почасовой тарифной ставки или фиксированного оклада сотрудника;

– порядок расчета доплаты за труд в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу;

– надбавки и премии (например, за экономию топлива и других расходных материалов).

В этом же разделе можно указать дни выплаты зарплаты (ч. четвертая ст. 136 ТК РФ).

Режим рабочего времени и времени отдыха. Это условие включайте, если режим водителя отличается от общих правил, прописанных в правилах внутреннего трудового распорядка (ч. вторая ст. 57, ст. 100 ТК РФ).

При этом руководствуйтесь Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 (далее – Положение № 15). Возможные варианты: ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ), гибкое рабочее время (ст. 102 ТК РФ), сменная работа (ст. 103 ТК РФ), режим разделения рабочего дня на части (ст.

105 ТК РФ). Так, например, ненормированный рабочий день можно устанавливать водителям легковых автомобилей (кроме такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях (п. 14 Положения № 15).

Руководитель принимает решение об этом с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ). Если известно, что в течение смены интенсивность работы водителя будет разной, установите ему режим разделения рабочего дня на части.

Характер работы. Обязанности водителя предполагают разъездной характер работы. Если это закрепить в договоре, то такие перемещения не будут являться служебными командировками (ст. 166 ТК РФ).

Дополнительные условия трудового договора

Оформляя прием водителя на работу, помимо обязательных, вы можете включить в трудовой договор дополнительные условия (ч. четвертая ст. 57 ТК РФ). Целесообразно отразить такие специфические права и обязанности работодателя и работника, которые имеют важное значение для обеих сторон.

Например, что работник обязан соблюдать правила дорожного движения, проходить медосмотры, обязательные стажировки при переводе на новую категорию транспортного средства и т. д. А работодатель – вести графики сменности, расписания движения, возмещать водителю расходы, связанные с постоянными поездками (ст.

168.1 ТК РФ) и др.

Трудовым договором может быть определена материальная ответственность работника и работодателя (ч. вторая ст. 232 ТК РФ). Однако на водителя нельзя возложить полную материальную ответственность.

Эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утвержденный постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85 (далее – Перечень № 85).

Вместе с тем можно оформить с водителем договор о полной материальной ответственности в том случае, когда на него возлагаются дополнительные функции экспедитора, сопровождающего груз. Такая должность включена в Перечень № 85.

Договор о материальной ответственности целесообразно оформить отдельным документом, но только в отношении тех должностных обязанностей, которые ее предполагают (определение Верховного Cуда РФ от 19 ноября 2009 г. № 18-В09-72).

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/43768-oformlyaem-priem-voditelya-na-rabotu.html

Стажировка водителей при приёме на рабоу

Действия работодателя при приеме на работу водителя

Обязательным этапом допуска водителя к выполнению профессиональных обязанностей является стажировка.

Под этим термином подразумевается тот временной период, в течение которого соискатель данной должности должен либо продемонстрировать имеющийся профессиональный опыт, либо повысить квалификацию до требуемого уровня.

Кроме того, именно во время стажировки начинающие водители полностью осваивают профессию и накапливают нужный опыт.

Стажировка водителя: для новичков

Учащиеся средних специальных учебных заведений, стараясь получить диплом о профессии, вместе с теоретическими сведениями должны получать множество практических навыков. Владение специальностью предполагает отработку необходимых часов в своей отрасли.

Поэтому для курсантов, студентов и учащихся ПТУ стажировка водителей является обязательным условием. Как правило, к ним прикрепляют наставника, который в течение определенного времени учит новичка правилам вождения.

Возможно, начинающему водителю придется ознакомиться с особенностями маршрута, который чаще всего используется данным предприятием. Кроме того, ему предстоит выяснить тонкости вождения транспортных средств, находящихся в автопарке компании.

Во время стажировки новички осваивают навыки технического обслуживания автомобилей. После стажировки они должны будут знать основные узлы и механизмы автомобиля, уметь разбираться в них и принимать решение о замене или отладке какой-либо детали в случае обнаружения дисфункции.

Безопасная езда предполагает не только умение водить машину, но и знание технических особенностей. Все эти нюансы отрабатываются во время испытательного срока.

Стажировку для новичка можно назвать полезным практикумом во время обучения в техникуме или на курсах. При этом собственно стажировка рассматривается как этап учебного процесса.

Стажировка водителей: в каких случаях она необходима

Если же водитель имеет уже солидный стаж, то при приеме на работу в эту должность он также проходит стажировку. Однако в этом случае ее практическое назначение — доказать и продемонстрировать на практике умение водить и разбираться в техническом оснащении транспортного средства.

Стажировка водителей при приеме на работу нужна, если специалисту надо пройти курс дополнительного обучения, что даст ему возможность повысить свой квалификационный уровень.

Кроме того, под эту категорию попадают выпускники специальных учебных заведений. Количество учебных смен может варьироваться от 2 до 14. Это зависит от объема предстоящей работы и уровня сложности профессиональных задач.

Обозначенное в приказе по предприятию количества смен отрабатывается в обязательном порядке. При этом работнику назначается более опытный наставник, что закрепляется в отдельном положении приказа.

Стажировка нужна также, если предстоящая работа имеет котировку вредное или опасное производство. Наконец, она необходима иногда даже стажистам, которые ранее зарекомендовали себя как опытные водители, проявившие лучшие профессиональные качества в экстремальных или особо сложных ситуациях, но по каким-то причинам временно не работали. Имеется в виду перерыв более 12 месяцев.

В этом случае стажировка нужна не только для того, чтобы были реанимированы практические навыки. За это время могли стать актуальными другие дорожные знаки, правила парковки и прочие технические нюансы вождения и обслуживания автомобилей. Кроме того, на балансе предприятия могут находиться транспортные средства, которыми ранее даже опытный стажист-водитель не имел возможности управлять.

Обязательной является стажировка при открытии новой категории. Переход с категории C на категорию D — ответственный шаг. Возрастает ответственность водителя за жизни других участников движения. Ему предстоит управлять с более сложным автомобилем. Поэтому теоретическое ознакомление должно подкрепляться практикумом.

Часто возникают ситуации, когда в логистической компании осваивается новый маршрут перевозки грузов. В этом случае даже самым опытным водителям, которые не раз выходили в рейс на дальние расстояния и везли особо сложные или опасные грузы, предъявляется требование пройти стажировку в две рабочей смены.

Правовая база стажировки водителей

Процесс стажировки водителей подкрепляется целым комплексов нормативных документов.

Длительность испытательного срока и критерии оценки оговариваются заранее в момент подписания трудового контракта и издания приказа на стажировку водителя.

Администрация предприятия тем самым старается обезопасить себя от необходимости принимать на работу непрофессионального или недобросовестного сотрудника.

Если в трудовом в договоре особо подчеркивается факт прохождения стажировки на какой-то определенный период времени и с конкретными результатами, то впоследствии администрация, неудовлетворенная итогами, может отказать в трудоустройстве этому человеку.

Если же трудовой договор не содержит отметки о том, что считается качественным прохождением практики и указания, каким именно критериям должен отвечать испытуемый, то он впоследствии может оспорить решение об отказе утверждения в данной должности.

Поскольку все спорные вопросы о трудоустройстве решаются, как правило, в пользу рабочих, то у администрации попросту не будет оснований для отказа в приеме на работу нерадивого или необязательного сотрудника без предварительного озвучивания своих требований в приказе.

Если водитель не согласен с решением администрации об отказе в приеме на работу, он должен будет каким-то другим способом доказать свою квалификацию. Либо пройти стажировку повторно сразу же (что практикуется редко), либо попытаться еще раз устроиться на это предприятие через какой-то промежуток времени.

Водительская стажировка сверяется с РД № 12-0071 от 20.01.1986. Юридической силы данный документ не имеет. Однако именно в нем пошагово и детально расписываются правила прохождения стажировки. Поэтому многие работодатели используют этот документ в работе.

Придать РД (руководящему документу) статус обязательного документа администрация имеет право только в том случае, если его нормативы находят отражение во внутрикорпоративных документах.

Кроме того, РД может быть актуальным, если во внутрикорпоративных актах имеется ссылка на него как на неоднократно используемый документ.

Руководство любого предприятия обязательно должно ориентироваться на правовые документы, регламентирующие вопросы безопасности.

В этом отношении применимо к стажировке рассматривается ФЗ «О безопасности дорожного движения» за номером 196.

В большей степени данный закон регламентирует действия работодателя, а не водителей. Именно на руководителя организации или производства возлагается ответственность за создание достойных условий работы и за обеспечение безопасности использования транспортных средств, имеющихся в автопарке.

В случае возникновения травмоопасных ситуаций или при нарушении правил вождения ответственность, прежде всего, возлагается на работодателя, который не соблюл все вышеперечисленные условия.

Стажировка: практические вопросы

До того, как начинаются практические занятия в рамках стажировки, водитель должен пройти проверку теоретической базы. Причем он должен проявить компетентность и в вопросах технического устройства транспортных средств, и в особенности их эксплуатации.

Мониторинг теоретической подготовки будущего сотрудника не должен ограничиваться вопросами только о том транспортном средстве, на котором ему предстоит работать. Теоретическая часть должна содержать примерно 20 вопросов и охватывать все нюансы работы.

Водитель должен продемонстрировать, что он владеет полным комплексом сведений:

  • по правилам вождения;
  • по сервисному обслуживанию транспортного средства;
  • по особенностям поведения в дороге;
  • по способам экспресс-ремонта, если на маршруте возникла непредвиденная ситуация.

Когда наставник, закрепленный работодателем, подводит водителя к практической части, то его ученик должен продемонстрировать уверенные профессиональные действия на спецплощадке.

До того, как водитель выедет на городскую автомагистраль, он должен продемонстрировать практический минимум именно на этом участке.

К самостоятельной работе водитель не может быть допущен, если не проходит данный этап.

Прохождение маршрута, как обязательная часть стажировки, включает в себя:

  1. Наличие наставника. За ним остается право отстранения стажера от руководства транспортным средством при прохождении участка со сложным рельефом.
  2. Контрольный рейс. Данный этап можно сравнить с контрольной работой студента. При его выполнении обязательно наличие пассажиров или груза. При этом наставник не имеет права корректировать способ вождения, но он должен контролировать процесс с последующей фиксацией своей оценки в карточке.
  3. Заполнение карточки стажировки. Обо всех случаях отстранения на сложных участках трассы и о времени их протяженности должна иметься специальная отметка. Здесь же фиксируются все положительные и отрицательные моменты прохождения маршрута.

Работодатель имеет право дополнить этапы стажировки водителей автобусов при приеме на работу заданием по устранению какой-либо дисфункции в устройстве транспортного средства. Это объясняется тем, что на маршруте может возникнуть опасность для жизни пассажиров, и от степени подготовки водителя зависит многое на трассе.

https://www.youtube.com/watch?v=yauWNLmlTfY

Способность соискателя должности водителя справиться с неисправностью (или неспособность) также вносятся в карточку. По завершении всех этапов на основании записей и комментариев наставника принимается решение.

Наставник должен иметь не менее 5 лет профессионального стажа, если его прикрепляют к стажеру, который впоследствии будут вводить автобусы. Если речь идет об управлении грузовиком или такси, то наставник должен иметь стаж от 3 лет. При этом для наставника является обязательным владение теоретической базой в сфере не только вождения, но и в области технического обслуживания машины.

Причем имеется в виду не любая машина из автопарка предприятия, но конкретная модель, которую «обкатывает» стажер под его руководством.

Стажировка: сколько она длится

Обязательная профессиональная стажировка водителей автобусов при приеме на работу должна составлять не менее 61 часа до выхода на маршрут. Однако основная часть отводится на практикум на каком-то конкретном маршруте. На нем занятия должны проходить не менее 163 часов (имеется в виду категория Д при наличии водительских прав).

Временные нормативы для стажеров:

  • Если водитель ни разу не работал на автобусе, то перед маршрутом он должен пройти практику протяженностью в 18 часов. На маршруте его занятия должны занимать 32 часа.
  • Если имел место перерыв в работе в течение 3-х месяцев, то перед маршрутом водитель должен отработать 8 часов практикума и не менее 24 часов на трассе.
  • Маршрутная стажировка при смене вида автобуса занимает 32 часа. При этом допускается непрохождение занятий собственно на маршруте.
  • В случае корректировки маршрута или при введении нового маршрута водитель должен отработать на нем в качестве практикума 4 часа.

Кроме того, если водитель переходит с категорий B/C на категорию D, то ему предписывается 30 часов практических занятий до выхода на маршрут. А на самом маршруте он должен предварительно «откатать» 72 часа.

Стажировка водителей: к вопросу об оплате

Работодатель не имеет права оплачивать работу стажера по более низким расценкам, чем для обычных водителей. Время прохождения стажировочного практикума является рабочим, поэтому оно оплачивается, согласно трудовому договору.

Отличие от оплаты штатных водителей заключается в том, что стажеру по закону не полагается выплата премиальных и прочих материальных поощрений. Работа наставника также не является бесплатной.

Он должен получить вознаграждение в размере 5% от своей зарплаты. Наставничество при стажировке не является общественным поручением.

Это сложная, и подчас опасная работа, поэтому она должна оплачиваться соответственно.

Стажировка: как оформляются итоги

Итоговый лист должен быть подписан как стажером, так и его наставником. В него вносятся результаты каждого отдельного этапы прохождения практикума. В листе обязательно указываются комментарии наставника.

Если по результатам прохождения практикума соискатель должности водителя показал удовлетворительные результаты, то работодатель принимает решение о его допуске к работе.

Повторная стажировка предпринимается в том случае, если водитель показал низкие результаты или проявил себя как недобросовестный ученик.

В этом случае сроки повторной стажировки определяет работодатель, отталкиваясь от результатов, зафиксированных в карточке водителя.

В случае резко отрицательных оценок наставника водитель подлежит увольнению. Если стажировка оказалась непосильной для водителя, то работодатель не имеет права заключать с ним контракт. Однако за работодателем остается право перевода сотрудника на другой вид работы, не связанный с управлением транспортным средством.

В настоящее время в Интернете имеется множество удобных сервисов, на которых можно скачать:

  • лист стажировки водителя;
  • программу стажировки;
  • правила приема на работу водителей;
  • правила проведения стажировки;
  • практические рекомендации для проведения данного мероприятия.

Здесь же можно ознакомиться с руководящими документами и нормативными положениями. (38 голос., 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/stazhirovka-voditelej.html

Прием водителя автобуса на работу: образец заявления, оформление, документы

Действия работодателя при приеме на работу водителя

От того, насколько сотрудник квалифицирован, нередко зависит здоровье, и даже жизнь окружающих его людей. Это в полной мере относится к работе водителей автобуса. Прием на соответствующую вакансию имеет особенности: для претендентов разработаны специальные требования, которые остаются актуальными не только на момент трудоустройства, но и процессе работы. Именно об этом идет речь ниже.

Обязательные документы при устройстве на работу

Предприятия и организации, в деятельности которых предусмотрена эксплуатация различных видов транспортных средств, обязаны организовать работу водителей так, чтобы она полностью соответствовала требованиям безопасности движения на дорогах (п. 1 Ст. 20 Закон № 196-ФЗ).

При устройстве на должность водителя претендент обязан предоставить стандартный пакет документов. Перечень его содержимого предусмотрен в Ст. 65 ТК. Он актуален для всех тех, кто претендует занять любую должность.

№ п/пДокументыПримечание
1.Паспорт или другой документ, который удостоверит личность претендента
2.Трудовая книжкаОна не требуется, если претендент:

–        будет работать по совместительству;

–        впервые в жизни заключает трудовой договор.

В последнем случае книжку оформляет работодатель

3.Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованиюЕсли трудовой договор – первый в жизни, то свидетельство также оформит работодатель
4.По воинскому учетуТолько для военнообязанных граждан и тех, кто подлежит призыву на военную службу
5.Подтверждающие образование и (или) квалификацию (п. 1 Ст. 328 ТК)Если работа того требует – прочие документы, которые свидетельствуют о наличии у претендента специальных знаний, дополнительной подготовки

Важно! Водитель автобуса не может работать по совместительству, если на основном месте работы он занимает аналогичную должность.

Дополнительные требования к водителям автобуса

Кандидат на должность водителя должен отвечать дополнительным требованиям, которые носят обязательный характер. Они включают:

  1. Возраст. Работать водителем автобуса имеет право только человек, достигший совершеннолетия.
  2. Наличие водительского удостоверения. При этом важен не только тот факт, что этот документ у претендента присутствует. В водительском удостоверении должна быть отметка о соответствующей категории транспорта, позволяющая управлять автобусами (категория D).
  3. Медицинская справка, которая подтверждает право претендента на вождение транспортным средством. Она должна быть у будущего сотрудника до того, как с ним подпишут трудовой договор.

Работодатель обязательно направляет водителя на прохождение предварительного медосмотра (Ст. 328 ТК). Соискатель проходит его или в клинике, с которой у предприятия имеется заключенный договор, или же в ином лицензированном медучреждении. Расходы на проведение осмотра должен покрыть работодатель.

Когда претендент на водительскую должность не желает пройти медкомиссию, в приеме на работу ему следует отказать.

Важно! Если водителю автобуса предстоит перевозить пассажиров, ему должно быть не менее 21 года.

Пошаговая инструкция приема претендента на водительскую должность

Последовательность приема водителя автобуса на работу можно описать так:

Шаги
1.Изучение нанимателем предоставленного пакета обязательных документов
2.Проверка наличия водительского удостоверения и необходимой категории, позволяющей водить автобус
3.Направление претендента на медкомиссию
4.Проведение устного собеседования. Его можно заменить письменным тестовым заданием
5.Ознакомление работника с локальными трудовыми актами
6.Подписание трудового договора
7.Издание соответствующего приказа по ф. Т-1 или по установленной в компании форме
8.Ознакомление водителя с приказом. Письменное подтверждение: сотрудник ставит свою подпись и пишет дату ознакомления
9.Заполнение личной карточки водителя (ф. Т-2)
10.Кадровик заносит в трудовую книжку водителя запись, которая содержится в приказе о заполнении вакансии. Проводится она через 5 дней

Скачать Заявление водителя

Скачать Приказ на водителя Т-1

В трудовом соглашении разумно указать о:

  • особенностях разъездного характера работы;
  • наличии или отсутствии материальной ответственности (частичной или полной).

Важно! Оформление договора, который предусматривает полную материальную ответственность, обязательно и правомерно тогда, когда водитель автобуса параллельно работает как экспедитор.

Проведение собеседования с претендентом на должность водителя

С кандидатом на водительскую должность проводится собеседование. Минтранс обязал нанимателей его осуществлять.

По результатам собеседования оформляются итоговые листы. Компания должна сохранять их не менее 5 лет. По решению работодателя можно провести письменный тест.

Наниматель вправе потребовать от претендента заполнить анкету. В нее важно включить вопросы, ответы на которые позволят работодателю получить максимальную информацию о будущем работнике. Стандартного образца такого документа нет. Работникам организации необходимо разработать его самостоятельно, обязательно утвердить готовый бланк.

Типовая анкета состоит из нескольких блоков. Ниже приведены возможные их виды.

Скачать типовую анкету водителя

Пример блоков типовой анкеты для претендента на должность водителя автобуса:

БлокиЧто в них содержится
1.Персональные данные претендента
2.Информация о полученном образовании и удостоверении водителя
3.Наличие опыта работы водителем
4.Сведения о семье и детях
5.На какую зарплату рассчитывает кандидат
6.Что ожидает получить, кроме дохода

К разработке анкеты необходимо отнестись внимательно. Нужно помнить, что некоторые вопросы попросту запрещены УК РФ. Нельзя требовать от кандидата ответа на то:

  • какой он национальности;
  • какую веру исповедует;
  • кто его родители;
  • насколько обеспечен материально.

Работодатель не может заставить претендента заполнить предлагаемую форму, если тот отказывается.

Важно! Нежелание кандидата ответить на вопросы анкеты не выступает основанием отказа в приеме на работу.

Несколько вопросов и ответов

Вопрос 1. Работник предоставил при собеседовании ложную информацию. Имеет ли наниматель право уволить его, ссылаясь на эту причину?

Ответ. Если сотрудник при приеме на работу представил подложные документы, у нанимателя имеется право на его увольнение (п. 11 Ст. 81 ТК).

Вопрос 2. Обязательно ли проходить стажировку водителю автобуса, и кем она организуется?

Ответ. Стажировка обязательна тогда, когда человек ранее не работал на аналогичной должности, длительное время не применял свои практические навыки, прошел переподготовку. Организует ее прохождение работодатель. Требования и порядок стажировки регламентируются внутренним документом компании.

Распространенные ошибки при оформлении на работу

Оплошности, которые допускают работодатели, принимая водителя автобуса на работу, могут никак не отразиться на его будущем труде. Но нередко они чреваты материальной ответственностью нанимателя, моральным и материальным ущербом. Поэтому лучше их предотвратить.

Частые ошибки:

  1. Прием на работу без предварительного медосмотра. Соблазн сэкономить средства появляется у работодателя, когда будущий сотрудник предоставил медсправку, подтверждающую допуск кандидата к управлению транспортными средствами. Однако такой документ не может исключить прохождение осмотра в клинике. В ТК он предусмотрен, как обязательный.
  2. Кандидата не ознакомили под роспись с локальными нормативными документами (ЛНД), которые действуют в компании. В ЛНД могут содержаться дополнительные требования к водителю, обязанности и права, которые подробно не отображены в подписанном соглашении. Но ссылки на них в трудовом договоре имеются. Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций возможно принятие решения не в пользу невиновного.

Вопрос к эксперту

Для должности «водитель автобуса» предусмотрены классы (1, 2, 3). Обязан ли работодатель их присваивать и когда?

Ответ. Присваивать ли водителю классность и выплачивать ли соответствующую надбавку – решает работодатель. Ему следует учесть, что при установлении квалификации учитывается количество лет стажа работы сотрудника в конкретной организации. Класс повыше присваивают, если отработано непрерывно:

  • не менее 3 лет водителем 3-го класса 2-й класс;
  • минимум 2 года водителем 2-го класса 1-й класс.

При переходе на новое место работы классность аннулируется. Но наниматель вправе подтвердить ее, издав соответствующий приказ.

Руководитель отдела управления персоналом Макеева Н. Л.

Труд наемных водителей автобусов используется немалым количеством работодателей. Поэтому так важно владеть информацией об особенностях приема на работу данной категории сотрудников.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Источник: https://rabotniky.com/priem-voditelya-avtobusa-na-rabotu/

Вопросы юристу
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: